Кафедра славянской филологии, Университет Бамберг (Бавария), Германия
Русская литература во времена Петра Великого вступает в период смены эпох и одновременного формирования собственной поэзии барокко при кардинальных изменениях истории западноевропейской литературы. В этом процессе можно наблюдать осознанную преемственность старых образцов мышления относительно преемственности власти «translatio imperii» и преемственности искусств «translatio artium». При этом модель «подражание» мгновенно преобразуется в модель «оригинальное чудо» огромнейших масштабов. Ни одна другая мировая литература с такой быстротой, глубиной исследования и поэтической выразительностью не ставила вечные фундаментальные вопросы образа и природы человека, как русская литература в период своего классического развития. Даже сегодня произведения русской литературы по-прежнему являются своеобразным компендиумом вопросов по отношению «определения места человека» в плоскости трагического и комического. В конечном счете, только многократно перечитывая текст, можно всё это досконально осмыслить.
преемственность искусства; образ и образование; стагнация и движение; «определение места человека»; роль читателя
Скачать текст статьиДля цитирования: Тирген П. Преемственность искусств или чудо русской литературы. Часть 1 // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. Москва: ИНИОН РАН, 2018. № 3 (34): Антропоцентрическая парадигма в гуманитарном знании. С. 72-87.