Периодическое рецензируемое научное издание ИНИОН РАН

Тенденции метамодернизма в живописи Адама Миллера (OPEN ACCESS)

Подледнов Денис Дмитриевич, Казанцева Елена Дмитриевна

Подледнов Денис Дмитриевич, преподаватель департамента медиа Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, denis.podliodnov@gmail.com; Елена Дмитриевна Казанцева, заведующий экспозиционно-выставочным отделом, Государственное бюджетное учреждение культуры Пермского края «Мемориальный музей-заповедник истории политических репрессий «Пермь-36», Пермь, helenakazantseva@mail.ru

Аннотация

Метамодернизм – новый хронотипологический этап, который пришел на смену постмодернизму. C начала 1990–х гг. исследователи культуры и искусства рассуждают о необходимости выйти за рамки термина «постмодернизм». Попытки обозначить господствующую социально-культурную концепцию на современном этапе породили множество оригинальных исследований о появлении «новой чувственности» и новой системы культурного производства. В 2010 году голландские ученые Р. ван ден Аккер и Т. Вермюлен опубликовали эссе «Заметки о метамодернизме», где предположили, что в междисциплинарном дискурсе функционирует такой феномен, как метамодернизм. Метамодернизм – это структура чувства, рефлексия на существующую реальность, транслирующая переживания человека в современную эпоху. Исходя из анализа научных источников, можно утверждать, что функционирование метамодернизма в современном изобразительном искусстве слабо отрефлексировано со стороны историков искусства. В настоящем исследовании авторы с помощью формально-стилистического и семиотического анализа предпринимают попытку обозначить проявление тенденций метамодернизма в современном западном изобразительном искусстве, а именно в живописных работах американского художника Адама Миллера. Визуальный язык А. Миллера отсылает к произведениям Микеланджело, Тициана и Рафаэля, чему способствовало обучение художника в Академии изящных искусств во Флоренции и изучение им искусства эпохи барокко и маньеризма. В своих работах художник отсылает к классическим иконографическим образам, переосмысленным и перенесенным в современный мир. Соединяя актуальные нарративы и отсылая к языку традиционного западноевропейского искусства, Адам Миллер создает собственный неомифологический мир, акцентируя внимание на дихотомии природы и цивилизации, естественного и созданного человеком, древнего и современного. В своих произведениях художник обращается к такой тенденции метамодернизма как новый режим историчности, соединяя в едином сюжете как минимум две исторические модальности: прошлое и настоящее. Интерес музейных институций к работам А. Миллера подтверждается многочисленными выставками в Европе (Poulsen Gallery, Дания; Gormleys fine Art, Ирландия; Galerie L'Oeil du Prince, Франция), и Северной Америке (Wausau Museum of Contemporary art, штат Висконсин, США; George Berges Gallery, штат Нью-Йорк, США; McCord Museum, Монреаль, Канада; Musee National Des Beaux-Arts Du Quebec, Квебек, Канада).

Ключевые слова

метамодернизм; современное искусство; Робин ван ден Аккер; Тимотеус Вермюлен; Адам Миллер; живопись

Скачать текст статьи

Для цитирования: Подледнов Д.Д., Казанцева Е.Д. Тенденции метамодернизма в живописи Адама Миллера // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2024. №2(58). С. 55-71. DOI: 10.31249/chel/2024.02.02


Оформить заказ

Наличными

Безналичный платеж по реквизитам

Печатный

Электронный (PDF по e-mail)